[Греч. Nεῖλος ὁ Νέος; Нил Россанский, Нил Криптоферратский, Нил Гроттаферратский] (910, Россано, Калабрия - 25.09.1004, Гроттаферрата), прп. (пам. 26 сент.), основатель мон-ря Гроттаферрата, гимнограф.
Наиболее информативный источник о жизни Н. М.- пространное Житие (BHG, N 1370). Анонимное Житие, считающееся шедевром итало-греч. агиографии, было создано вскоре после смерти святого (не позднее 1040 г.) в мон-ре Гроттаферрата его учеником. Древнейший список Жития - Crypt. B. β. II (gr. 142) рубежа XI и XII вв.; к нему восходит список Paris. suppl. gr. 106 (1591 г.), являющийся в свою очередь протографом для Vat. gr. 1205 (рубеж XVI и XVII вв.) (Follieri. 1997). В начальной части гроттаферратского и парижского списков отсутствует неск. листов (4 листа в Crypt. B. β. II, 2 - в Paris. Suppl. gr. 106). Возможно, они были удалены на рубеже XVI и XVII вв. по цензурным соображениям. Удаленный эпизод казался скандальным, поскольку повествовал о гомосексуальной связи в мон-ре св. Назария (Caruso. 1998; иная интерпретация предложена в: Luzzi A. The Homosexual Background Attributed to a Textual Gap in the «Life of St. Neilos from Rossano» // Greek Monasticism. 2017. P. 267-281). Содержание отсутствующего в греч. версии эпизода позволяет восстановить лат. перевод кард. Г. Сирлето (1514-1585), выполненный еще до порчи гроттаферратского списка и сохранившийся в автографе Vat. lat. 6151.
В научной лит-ре обсуждался вопрос о принадлежности авторства греч. Жития ученику Н. М. прп. Варфоломею, ставшему впоследствии игум. монастыря Гроттаферрата. Отождествление Варфоломея с автором Жития фиксируется со 2-й пол. XVI в. (кард. Г. Сирлето, кард. Ц. Бароний). Оно было поставлено под сомнение Ф. Алькеном (Halkin. 1943. P. 204-206), но нашло поддержку иером. Джованелли (Giovanelli. 1949; Idem. 1951; библиографию вопроса см. в: Sansterre. 1985. P. 517-518). В новейших исследованиях выводы Джованелли были опровергнуты (Luzzi. 2004. P. 178-180). Сравнение языка Жития и гимнографических произведений, чье авторство несомненно принадлежит Варфоломею, показывает, что они написаны разными авторами (Follieri. 2017).
Сведения греч. Жития о событиях сер. X в. дополняют данные Жития св. Фантина Младшего (PMBZ, N 26576), написанного ок. 1000 г., т. е. еще до кончины Н. М. (BHG, N 2366z). При этом хронологическая последовательность событий, предложенная в Житии Н. М. и в Житии Фантина, не совпадает. Нек-рые сведения о Н. М. содержатся в начальных главах Жития прп. Варфоломея (BHG, N 233), однако они неоригинальны. Гимнографические источники малоинформативны: известны канон Н. М. с акростихом «Твой Варфоломей» (Gli inni. 1955. P. 35-42), кондак и канон авторства Павла, 2-го игумена Гроттаферраты и ближайшего сподвижника Н. М. (Sofronio (Gassisi). 1905. S. 74-81). Только лат. Жития сщмч. Адальберта, еп. Пражского, вынужденного бежать в Италию и в 990 г. обращавшегося к Н. М. за помощью (BHL, N 37-38), являются источниками сведений о жизни Н. М., не связанными с монастырем Гроттаферрата.
Н. М. принадлежал к знатной семье калабрийских греков. Согласно традиции мон-ря Гроттаферрата, впервые засвидетельствованной в одной из версий Похвального слова прп. Варфоломею Иоанна Россанского 1229 г. (BHG, N 233b), мирское имя Н. М. было Николай, однако в более ранних источниках эти сведения отсутствуют (Follieri. 2000. S. 12). После смерти родителей воспитанием мальчика занималась его старшая сестра. Ок. 926 г. Н. М. женился, в браке у него род. дочь. Вскоре, однако, он начал тяготиться мирской жизнью. Ок. 940 г. Н. М. оставил семью и отправился в место сосредоточения греч. мон-рей в р-не Меркурио в Сев. Калабрии. Игумены Иоанн, Фантин и Захария были готовы принять Н. М. в свои обители, но «правитель всей этой земли» отправил им послания, в которых под угрозами отсечения руки и изъятия владений мон-ря запрещал постригать Н. М. в монашество (Βίος κα πολιτεία. 1972. Cap. 7). Вероятно, это было связано с тем, что Н. М. не продал перед уходом в мон-рь свое имущество (Follieri. 2000. S. 15-16). Н. М. был вынужден покинуть визант. земли и отправиться в мон-рь св. Назария в лангобардском княжестве Салерно, где принял постриг. Всего через 40 дней пребывания в мон-ре игумен решил поставить Н. М. настоятелем небольшой обители, зависевшей от мон-ря св. Назария, но Н. М. отказался от этой чести и вернулся в Меркурио, где вскоре стал пользоваться большим авторитетом среди братии. Н. М. поселился в пещере и предался суровой аскезе. Особенно близкие отношения у Н. М. сложились с Фантином Младшим, настоятелем одного из мон-рей в Меркурио. Когда Фантин решил отправиться в Фессалонику и более не возвращаться в свой мон-рь, именно Н. М. по просьбе братии назначил нового игумена, к-рым стал брат Фантина Лука (Βίος κα πολιτεία. 1972. Cap. 25).
В нач. 50-х гг. X в. из-за набегов арабов Н. М. был вынужден покинуть Меркурио. Он поселился в семейных владениях у часовни во имя св. Адриана. Вскоре к нему стали стекаться ученики и община была превращена в мон-рь (впосл. крупный итало-греч. мон-рь Сан-Деметрио-Короне). При этом Н. М. не стал его игуменом, а определил руководить обителью своего ученика Прокла. Н. М. приобрел авторитет среди местных жителей и защищал их интересы в спорах с властями. Магистр Никифор Эксакионит, назначенный в 964 г. стратигом Италии и Калабрии, обязал жителей Россано и др. городов строить военные корабли для сражений с арабами и совершения экспедиций на Сицилию. Местные жители подняли восстание, сожгли уже построенные суда и убили капитанов. Заступничество Н. М., обличившего Никифора, помогло зачинщикам мятежа избежать расправы (Ibid. Cap. 60-62). Н. М. отказывался вместе с др. игуменами встречать вельмож, прибывавших из К-поля. По словам жителей Россано, «он не боялся ни патриарха, ни ужасного для всех царя… и не нуждался в чьем-либо заступничестве» (Ibid. Cap. 64). К Н. М. испытывал уважение и араб. эмир Сицилии, к-рый по его просьбе освободил 3 монахов мон-ря во имя св. Адриана, захваченных во время одного из набегов (Ibid. Cap. 70). Несмотря на просьбы паствы, Н. М. отказался стать епископом Россано, когда прежний епископ скончался.
Н. М. связывали близкие отношения со стратигом Калабрии Василием, который в 960-961 гг. участвовал в отвоевании Крита у арабов под предводительством Никифора II Фоки (PMBZ, N 20977). В 70-х гг. X в. он неоднократно предлагал сделать богатые пожертвования мон-рю Н. М., но неизменно получал отказ святого, поскольку тот предвидел, что в скором времени вся Калабрия падет под натиском арабов. Слава Н. М. дошла до визант. императора, но святой из скромности предпочел «пребывание с латинянами» почету, который ждал бы его в К-поле. Ок. 980 г. Н. М. прибыл в г. Капуа, где сблизился с князем Беневенто и Капуи Пандульфом I (PMBZ, N 26228), к-рый был готов поставить его епископом города, но скончался, не исполнив своего замысла (март 981) (Βίος κα πολιτεία. 1972. Сap. 72). Благодаря просьбе знатных горожан настоятель аббатства Монте-Кассино Алигерн (948-985) поручил Н. М. управление подчиненным Монте-Кассино мон-рем во имя арх. Михаила (приоратом св. Ангела, Сант-Анджело-ин-Валлелуче) в дер. Валлелуче (обл. Лацио). По просьбе Алигерна Н. М. написал службу основателю мон-ря прп. Венедикту Нурсийскому и совершил ее на греческом языке (τῇ λλάδι φωνῇ), а затем давал наставления братии на латыни (τῇ ῥωμαϊκῇ γλώσσῃ) (Ibid. Cap. 73-74; Sansterre. 1991. P. 346-360).
Алигерн, почитавший Н. М., скончался в 985 г. Его место занял аббат Мансон, к-рый приходился родственником вдове кн. Пандульфа I Алоаре. В развязавшейся после смерти князя междоусобной войне Алоара убила своего племянника и пришла просить прощения за этот грех к Н. М. Святой не внял ее просьбе, предложил отдать ее сына семье погибшего с тем, чтобы они совершили с ним все, что им заблагорассудится, и предсказал скорое истребление ее рода. Кроме того, из-за пристрастия Мансона к роскоши и мирским наслаждениям жизнь в аббатстве изменилась в худшую сторону. Эти обстоятельства вынудили Н. М. покинуть Валлелуче вместе с частью братии мон-ря. Автор Жития строит повествование так, что у читателя складывается впечатление, будто Н. М. удалился из Валлелуче вскоре после назначения нового аббата, но в действительности он оставался там почти до кончины Мансона в нояб. 996 г. (Sansterre. 1991. P. 363-365).
Ко времени пребывания Н. М. в Валлелуче относится его встреча со сщмч. Адальбертом Пражским, который был вынужден бежать из Праги. В нач. 990 г. Адальберт по просьбе братии остановился в Монте-Кассино. Он был возмущен нравами, царившими при аббате Мансоне, и обратился к Н. М. с просьбой принять его в свой мон-рь. Опасаясь конфликта с аббатом, Н. М. отказался выполнить просьбу Адальберта, но снабдил его рекомендательным письмом к своему другу Льву, аббату мон-ря во имя святых Бонифация и Алексия на Авентине в Риме. Эти события не отражены в греч. Житии Н. М., но находят подтверждение в «Хронике Кассинского мон-ря» (Chronica monasterii Casinensis. II 17 // MGH. SS. T. 7. P. 640). Возможно, агиограф умолчал о визите Адальберта, поскольку в целом критически относился к монастырским институциям Рима и хотел подчеркнуть, что истинное монашество существует только в Калабрии, в Монте-Кассино и на Св. Горе Афон (Sansterre. 1991. P. 383-385).
Покинув Валлелуче, где, по словам агиографа, Н. М. провел 15 лет, он основал мон-рь в дер. Серпери у г. Гаэта. В 998 г. Н. М. отправился в Рим, чтобы просить у имп. Оттона III и папы Григория V снисхождения к смещенному и подвергнутому пыткам и унижениям антипапе Иоанну XVI (Филагату), к-рый был соотечественником Н. М. Они заверили Н. М. в том, что исполнят его просьбу, но не сдержали данных ему обещаний. Папа Григорий вскоре скончался (в Житии его смерть описывается как божественное воздаяние за обман и жестокость по отношению к Иоанну XVI), а Оттон устыдился своего поступка и в знак покаяния отправился в пешее паломничество в Монте-Гаргано. На обратном пути он посетил мон-рь в Серпери. В рассказе о путешествии Н. М. в Рим также проявляется отрицательное отношение автора Жития к Папскому престолу (Idem. 1985. P. 520-534).
В 1004 г. Н. М., стремясь избежать почестей, к-рые ему оказывали правитель Гаэты Иоанн и его супруга Эмилия, и чувствуя приближение кончины, решил совершить последнее путешествие в Рим, однако смог добраться только до владений графа Тускуланского Григория I, где остановился в греч. мон-ре св. Агаты. Гр. Григорий I выделил Н. М. земли, на к-рых тот незадолго до своей кончины основал мон-рь Гроттаферрата и поставил его настоятелем своего ученика Павла.
Житие Н. М. изобилует рассказами об изгнании им бесов (Βίος κα πολιτεία. 1972. Cap. 58-59) и подробностями аскетической жизни, к-рую вел Н. М. Подвизаясь в пещере в Меркурио, он носил саккос, к-рый был полон вшей; святой не стирал и не менял его целый год, а очищал, бросая на муравейник перед входом в пещеру, чтобы муравьи съедали всех вшей (Ibid. Cap. 17). Многочисленны рассказы о чудесных видениях и искушениях, к-рым Н. М. подвергали нечистые духи: когда святой пел псалмы, читал или копировал рукописи, бесы показывали ему образ женщины из Алемании (Германии), к-рую Н. М. некогда видел в Риме в базилике ап. Петра (Ibid. Cap. 19); диавол являлся к Н. М. в виде эфиопа и бил его так, что тот терял сознание, а придя в себя, не мог двигать рукой и стоять (Ibid. Cap. 23). В некоторых эпизодах заметно обращение автора к предшествующей агиографической традиции. Рассказ о том, как Н. М. решил неузнанным посетить пострадавший от землетрясения Россано, представляет собой аллюзию на Житие Симеона Эмесского, написанное Леонтием Неапольским (BHG, N 1677): Н. М. входит в город, обвязав голову лисьей шкурой, а местные дети бегут за ним, кидают камни и называют болгарином, франком и армянином (Βίος κα πολιτεία. 1972. Cap. 41; Déroche. 2004. P. 172-173).
Житие в целом является ценным историческим источником, прежде всего в условно выделяемой исследователями «исторической» части (Βίος κα πολιτεία. 1972. Cap. 41 и далее; Luzzi. 2004. P. 185-188). Особенно следует отметить главы, посвященные контактам Н. М. с еврейской общиной, в частности его встречам со знаменитым врачом и астрономом Шеббетаем Донноло (PMBZ, N 26949; Burgarella. 2013; Βίος κα πολιτεία. 1972. Cap. 50-51); главы, повествующие о конфликте Н. М. и «царского судьи Италии и Калабрии» Евпраксия, к-рый по навету недоброжелателей обвинил Н. М. в расхищении имущества жен. мон-ря св. Анастасии (Βίος κα πολιτεία. Cap. 53-57); главы о междоусобной войне за наследство кн. Пандульфа I (Ibid. Cap. 79-81). Интересны сведения о деятельности Н. М. по переписыванию рукописей: автор Жития подчеркивает, что Н. М. занимался этим делом каждый день, писал «тонким плотным почерком» и за рабочий день исписывал одну тетрадь (Ibid. Cap. 16), ученик Н. М. Стефан ездил в Россано за пергаменом (Ibid. Cap. 32), сам Н. М. посещал Рим «ради разыскания неких книг» (Ibid. Cap. 19).
Почитание Н. М. было в основном сосредоточено в мон-ре Гроттаферрата. Память Н. М. была внесена в Римский Мартиролог кард. Ц. Баронием в 1586 г. В 1610 г. кард. Одоардо Фарнезе заказал роспись капеллы в честь Н. М. и прп. Варфоломея в мон-ре Гроттаферрата. Фреска алтаря с изображением Пресв. Богородицы и поклоняющихся ей основателей монастыря была выполнена А. Караччи. Росписи стен со сценами из Жития Н. М. (встреча святого с Оттоном III, моление у распятия, исцеление бесноватого) выполнены Доменикино. В 1958 г. папа Римский Иоанн XXIII распространил почитание Н. М. и прп. Варфоломея на все диоцезы Калабрии (BollGrott. N. S. 1958. T. 12. P. 137-140).
Согласно анонимному агиографу, Н. М. написал множество писем, к-рые «могли бы составить весьма полезную книгу». В рукописи Paris. Suppl. gr. 670. Fol. 1-179v (X в.) сохранился пространный комментарий к трудам Гермогена Тарского (II в.), по стилю близкий Н. М. Гимнографическое наследие Н. М.: кондак прп. Нилу Синайскому (12 нояб.) c акростихом (Νείλου - см. в Sofronio (Gassisi). 1905. S. 58-60), служба прп. Венедикту Нурсийскому (21 марта) (Ibid. S. 60-71), 2 ямбические поэмы в честь ап. Павла, в одной из к-рых содержится акростих (Νείλου Μοναχοῦ - см. в Ibid. S. 72).
В собрании рукописей мон-ря Гроттаферрата хранятся кодексы, созданные под рук. Н. М. и частично написанные им: Crypt. B. β. I (gr. 217), содержащий «Лавсаик» Палладия, еп. Еленопольского, с посвятительной эпиграммой Н. М. из трех 12-сложников без указания авторства (Fol. 71); Crypt. B. α. XIX (gr. 215), содержащий аскетические сочинения прп. Марка Пустынника и труды Василия, еп. Селевкийского, а также Диадоха, еп. Фотикийского, с посвятительной эпиграммой Н. М. из пяти 12-сложников c акростихом Νέλου (Fol. 83). В рукописи Crypt. B. α. XX (gr. 216), содержащей творения прп. Дорофея Газского, рукой Н. М. сделана помета о годе написания кодекса - 964/965 г. (Fol. 59). Основанная Н. М. школа каллиграфии (т. н. нилианская школа) процветала в мон-ре Гроттаферрата в XI-XII вв. (Lucà. 1991).